Интервью Новости Фото 

Первым делом – самолеты? Рассказ о том, как летчик стал священником. Интервью с настоятелем Свято-Троицкого прихода г. Будапешта иереем Димитрием Корниловым.

(Беседует Владимир Архангельский)

В начале ноября 2014 года возникла идея взять интервью у настоятеля нашего прихода во имя Святой Троицы г. Будапешт иерея Димитрия Корнилова. К этому меня побудило несколько обстоятельств. Во-первых, 4 января 2014 года исполнилось 5 лет священнического служения отца Димитрия. Во-вторых, этот год для нашего прихода был богат различными событиями: 25 декабря 2014 года исполняется год со дня назначения иерея Димитрия настоятелем Свято-Троицкого прихода, а 18 марта этого года к празднику Святой Пасхи он был удостоен права ношения золотого наперсного креста. Ранее отец Димитрий давал несколько интервью в Вене, для «Венского вестника», для православного канала «Союз», для «Российского курьера», но, несмотря на эти материалы, хотелось бы поговорить с ним опять, услышать его точку зрения на проблемы и вызовы сегодняшнего дня, побольше узнать о жизни и служении священника.
После возвращения из паломнической поездки в г. Бари, куда он ездил вместе с большой группой детей из церковной школы и наших прихожан, отец Димитрий любезно согласился ответить на вопросы. Мы проговорили два с половиной часа на разные темы, и теперь предлагаем этот разговор вашему вниманию.

— Отец Димитрий, как так получилось, что Вы постоянно живете с семьей в Венгрии, в Будапеште?

Все произошло, как часто бывает, неожиданно. 30 июля 2005 года у нас с моей женой Анитой было венчание в главном православном храме Венгрии — Успенском кафедральном соборе.

Венчание Дмитрия Корнилова с женой Анитой
Венчание Дмитрия Корнилова с женой Анитой

Спустя некоторое время мы переехали жить в г. Ростов-на-Дону, где я родился и вырос.
Еще раньше, до венчания, я слышал, что приходу нужен русский священник. Тогда у меня состоялся разговор с иереем Сергием Билку, священником, тогда окормлявшим этот приход. До сих пор помню его теплый прием и слова: «Если полна одна чаша, то будет полна и другая». Он сказал мне, что в Венгрии нужны верующие люди, желающие служить на благо Церкви. Итак, после венчания мы жили в Ростове-на-Дону. В России нас все устаивало. Я работал инженером на ведущем предприятии телефонной связи города, моя жена писала кандидатскую диссертацию. Помню, совсем неожиданно в сентябре 2005 года у нас дома раздался телефонный звонок, одна прихожанка из Будапешта попросила рассмотреть предложение о встрече с тогдашним правящим архиереем епархии епископом Иларионом (Алфеевым). Тема разговора – возможность переезда в Венгрию и, если даст Бог, служения там. До этого, повторюсь, о переезде мы с женой не думали.

Венчание Дмитрия Корнилова с женой Анитой
Венчание Дмитрия Корнилова с женой Анитой

Но в этот месяц обозначился и срок защиты кандидатской диссертации Аниты. Для подготовки и сбора дополнительных материалов для ее защиты необходимо было вернуться в Венгрию. Мы посоветовались, и я поехал в Москву на встречу с Владыкой. Помню этот день — было 1 октября 2005 года. В поезде Ростов — Москва «Тихий Дон» поспать удалось совсем немного, всю ночь было очень шумно. 2 октября после Божественной литургии меня принял Владыка Иларион за трапезой. Я очень волновался перед разговором с глазу на глаз, к тому же еще и не выспался. Помню, как, взяв благословение и рассказав кратко о себе, положил перед владыкой свои дипломы. Их у меня много и они разные: я окончил летное училище гражданской авиации, технический университет, институт связи и информатики в г. Москве.

В кабине самолета
В кабине самолета

Из духовных образований на тот период имел диплом духовного училища при Ростовской епархии и учился в Православном Свято – Тихоновском государственном университете на 5 курсе. Владыка тогда ввел меня в замешательство тем, что даже не посмотрел дипломы, а просто… начал расспрашивать о разном: о семье, о вере, о моих знаниях, об увлечениях, да много о чем. Но основные вопросы касались знания основ православия. Сейчас я понимаю, почему таким образом был построен разговор, но тогда в голову засела мысль о том, как мало я знаю о вере и почему я не подготовился заранее. Как говорится: «Знал бы, где упадешь, соломку бы подстелил!». Отчетливо помню, как владыка Иларион по окончании разговора три раза благословил меня (нас) на переезд в Будапешт. В течение разговора я трижды задавал вопросы о переезде, и, каждый раз, стараясь меня ободрить, владыка объяснял, в чем и как он видит мое предназначение за границей. Я вернулся в Ростов, и мы уже думали о новом испытании в жизни.

Димитрий Корнилов с друзьями
Дмитрий Корнилов с друзьями после прыжков с парашютом

— Когда Вы ехали в Будапешт, вы уже знали, что будете священником или думали заниматься чем-нибудь другим? С какого возраста Вы посещаете храм? И как вообще Вы пришли к мысли о служения Богу, ведь, наверно, это самое достойное занятие для человека из всех возможных в жизни?

Интервью. Протоиерей Георгий Тарановский настоятель храма Всех святых
Мой дядя протоиерей Георгий Тарановский

Я не знал, что буду священником ИМЕННО в Будапеште. Мне предлагали рукополагаться в родном городе Ростове-на-Дону, где я был с детства «на виду». Оказавшись в чужой стране с другой культурой, без знания языка, без друзей и родственников, многое пришлось начинать все сначала. С детства я ходил в храм, читал на клиросе, апостол во время службы, часослов, позже стал помогать в алтаре. Меня знали многие священники в Ростове, так как мой дядя протоиерей Георгий, настоятель Всесвятского храма г. Таганрога, с детства учил и помогал мне воцерковляться.Были и другие священники, которым я очень благодарен. Некоторые из них хотели, чтобы меня рукоположили в Ростове, но мы сейчас ведь говорим о другой стране…. Можно сказать так: я думал об этом, но не представлял, как это может произойти в Венгрии!

мой дядя протоиерей Георгий
Мой дядя протоиерей Георгий Тарановский

Чтобы ответить на вторую часть вопроса, нужно бы остановиться на моей семье. Мой папа Геннадий Корнилов заслуженный летчик, всю свою жизнь летавший на самолете, налетал две пенсии по выслуге лет.

Мой отец Генадий Корнилов с моей дочкой Анной
Мой отец Генадий Корнилов с моей дочкой Анной
Родители, Анита и дети
Родители, Анита и дети

Мама – Галина, уже 46 лет работает в школе учителем математики, ветеран труда. Причем — все годы в одной школе! Сын, как это бывает, хотел пойти по стопам отца. Но, я думаю, с этим был не согласен мой дядя. В общем детство и юность так и прошли в познании летных навыков и церковной премудрости. В конце концов в юности перевесило желание летать. Какая ведь это романтика для молодого человека! Прыжки с парашютом в летном училище, самолеты, шум двигателей, голубое небо!

Дмитрий-Корнилов-курсант-летного-училища
Дмитрий Корнилов курсант летного училища

По окончании училища удалось несколько лет поработать вторым пилотом гражданской авиации. В то же время я по-прежнему ходил в храм, не пропускал богослужений и все отчетливее понимал, что не могу жить без красивых служб, без веры, без Бога. Начал учиться, а позже, с годами пришло и время выбора, осознание, что в Церкви лучше, что это мой дом!
Мысль о служении внутри была у меня всегда, так как я помнил, что говорил мой дядя: «Поработаешь, полетаешь, — толку- то с этого! Все равно у тебя призвание другое – быть в Церкви». В итоге он оказался прав.

В летном училище:

Мне вообще очень повезло, что рядом со мной в жизни были священники, служители Церкви. Они служили для меня примером. Так, Владыка Иларион, увидев, что я могу принести пользу для церкви в Венгрии, очень многому научил и поддержал меня, когда было неимоверно трудно.
Так и хочется сказать, что Господь руководит и направляет нас:” от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой”. (Прит. 20:24)? „Без помощи Его мы не могли бы ничего сделать. Пути Господни неисповедимы” (Рим.11:33).

— Тяжело ли совмещать семейную жизнь и священническое служение? Не думаете ли Вы, что безбрачие у католиков даёт больше возможностей служить Церкви, чем в православной священнической традиции?

Не сложно, если жена священника верующая, а значит понимающая многие христианские принципы. Самая главная основа, принцип семьи – любовь. Хотя, понятно, много бывает моментов, когда семья подвергается испытанию на прочность.

Вот что такое дом священника? Это его домашняя церковь. Священник отдыхает, молится, готовится к служению. Его жена – это его домашний тыл, позволяющий нести крест иерейского служения, она самый близкий его помощник и друг. Если жена не понимает значимость служения мужа и свою роль в деле организации хозяйства, помощи, воспитания детей, то есть, как часто говорят люди — «злая» жена, то священнику трудно, нет
поддержки родного плеча, опоры. Священник «увядает». Есть много случаев, когда священник попадает в запрет на служение по причине, связанной с неспособностью удержать семью от разладов, развода. Когда у священника семейная жизнь в порядке, то и священническое служение для него в радость. Священник летит как на крыльях в храм, зная, что дома все в порядке, домашний тыл обеспечен.

Канон Критского
Отец Димитрий читает канон Критского

А насчет второй части вопроса… Человек может принять монашество только при наличии желания посвятить всю жизнь без остатка служению Богу. Это требует от человека полного самоотречения. Но очень многое зависит от САМОГО человека, как он воспринимает Бога — всем сердцем, всей душою или иначе. Поэтому не совсем корректно так ставить вопрос. У каждого свой крест, который дает Господь — в католической ли, в православной ли Церкви. У каждого священника, монаха имеются свои искушения, испытания нашей души, которые нам необходимы, чтобы знать, чего стóит наша вера в Бога. Вспоминаются слова преподобного Антония Великого: «Радуйся в искушениях, которые будут попущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод».

— Служение в чужой стране, где другой язык и традиции, предполагает бóльшую нагрузку, чем такое же служение на Родине?

Причащение верующих
Причащение верующих

Служение в чужой стране не легко и всегда очень ответственно. Необходимо быть примером и дипломатически решать многие приходские вопросы, чтобы не допускать споров, разногласий, конфликтов, причиняющих боль и страдания верующим людям. Все это усугубляется тем, что в заграничных приходах люди разных национальностей со своими характерами, видениями ситуаций. Необходимо также показывать красоту, истину и достоинство православия местным жителям, ведь нас за границей не так много.

— Вы священник, — как Вы ощущаете себя в жизни, ведь священничество является очень ответственным служением. Наверное можно сказать,что это более ответственно, чем быть учителем или политиком, если, конечно, такие вещи можно сравнивать?

Отец ДимитрийЯ благодарю Бога за то, что вот уже почти шесть лет в пресвитерском сане стараюсь служить по совести Господу Богу и Христовой Церкви. Конечно, не мне судить о результатах, о плодах — это должны делать другие. К священнику предъявляются большие требования. Не забывайте, что священник всегда на виду, он принимает решения, порой вначале не всегда понятные окружающим, может быть где-то и жесткие, если это касается духовного развития вверенных ему пасомых. Часто сложности или непонимание возникает от того, что люди не читают Святое Писание, не знакомы с основами нашей веры в полной мере. Помните, что говорит святитель Иоанн Златоуст? — «То, что вручено священнику, может даровать только Бог, и чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньше, чем благодать.» Священник призван открывать людей навстречу Божией благодати, — как сказано в Евангелии от Иоанна: «любишь ли ты Меня? … паси овцы Моя».
Он должен любить людей и отвечать за них больше, чем все остальные, он должен уметь предстоять, ходатайствовать за них, уметь забывать о себе и своих близких, когда требуется особая помощь людям верующим, а иногда даже и далёким от Церкви. Но и православные верующие должны понимать, что словами священника озвучивается Божья воля, и со смирением принимать ее.

Символ веры. Фото с Пасхальной Божественной литургии 2014 года.

Вот в этом, может быть, основной смысл служения священника, а не просто как совершителя обрядов и таинств, как того, кто вещает с трибуны или с амвона внимающей пастве, которую надо учить и «пасти жезлом железным». Часто бытует и такое мнение: «закрутим гайки», все и всех выстроим — и что? Вперед в рай?! Нас уже вели так в коммунизм и мы знаем, что из этого получилось. Священническое служение очень ответственно, потому что духовный пастырь отвечает за спасение людей. За каждого Бог спросит. И если священник не проявил любви, если проявил леность, черствость к людям – за все с него спросится.
Но вместе с тем, насколько священническое служение ответственно, настолько оно и радостно. Есть такие моменты в жизни священника, которые невозможно испытать
мирянину. Все нужно принимать с благодарностью и смирением, как волю Бога, его Промысел. Нет предела совершенствованию!

— Как Вы общаетесь с людьми, которые не говорят по-русски, есть ли такие в вашем приходе?

Наш приход многонациональный. В него входят русские, украинцы, грузины, венгры и представители других национальностей. Как правило, общение происходит на русском языке. Если верующий — венгр, то простые вещи можно всегда объяснить на венгерском языке. Более сложные, к примеру основы православной веры, все же лучше с переводчиком.
В нашем соборе большинство венгров посещает богослужения в венгерском Успенском приходе, который проводит богослужения по новому стилю на родном для них венгерском языке.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Приход во имя Святой Троицы относительно молодой, как случилось, что Вы теперь являетесь его настоятелем?

Наш приход был создан в 2002 году. Сейчас приходу уже 12 лет. Приехав в Венгрию в 2006 году, я начал свое служение Богу в алтаре, как когда-то и в Ростове-на-Дону. Через два года епископом (Иларионом (Алфеевым) (прим.- ныне митрополит Волоколамский, председатель внешних церковных связей Московского Патриархата) был рукоположен в дьяконы, а 4 января 2009 года в иереи.

Рукоположение в диаконы 14 января 2007 г.
Рукоположение в диаконы 14 января 2007 г.
Рукоположение в диаконы 14 января 2007 г.
Рукоположение в диаконы 14 января 2007 г.
В дьяконском служении
В дьяконском служении
Рукоположение в священники 4 января 2009 года Вена.
Рукоположение в священники 4 января 2009 года Вена.
Причащение верующих после рукоположения в священники 4 января 2014 года.
Причащение верующих после рукоположения в священники 4 января 2009 года

Русскоговорящие верующие собора молились, чтобы Господь послал им священника из России, чтобы их могли лучше понять, чтобы они могли исповедоваться, брать духовные советы у человека похожего менталитета. Для живущих за границей это очень важно! До меня в приходе было несколько священников, ответственных за проведение служб на церковно- славянском языке по старому стилю, и.о. настоятеля, но настоятеля прихода не было никогда. Я тоже прошел этот путь, но в начале 2014 года высокопреосвященнейшим Марком, архиепископом Егорьевским был подписан указ о назначении меня настоятелем русского прихода во имя Святой Троицы.

С Архиепископом Марком

— С какими трудностями сталкивается молодой священник в приходе? Не могли бы Вы рассказать случаи из своей пастырской практики?

Трудности есть всегда, но Господь всегда открывает пути их преодоления. Анализируя свою недолгую священническую службу Богу, могу вам сказать, что трудности в начале служения практически всегда связаны с недостатком опыта. У молодого священника не всегда есть возможность предвидеть, как может развиваться та или иная ситуация. У каждого приходящего в храм свои проблемы и сложности в жизни: несчастная
любовь, плохое здоровье, проблемы в общении с родственниками и коллегами и т.п. Люди ранимы, не похожи друг на друга. С одной стороны, у людей есть благие
намерения и желание жить по-христиански, но с другой стороны, действует грех, давят страсти. Священник должен возрастить доброе и не обратить страсти на себя. Как сделать, чтобы верующие тебя не почитали излишне, но понимали суть сказанного, доходили до глубины услышанных слов священника, а не останавливались на поверхностном, проникали в смысл сказанного?
Бывает и такое, когда человек, не понимая, что делает, врет в церкви перед лицом Бога священнику. Врет для достижения своих интересов, не понимая того, что со временем все вскроется, как нарыв на теле. Мне приходится в таком случае проявлять много терпения, молиться за него, чтобы человек сам понял со временем свой грех и раскаялся в нем. Если это раскаяние приходит, и я вижу, как человек преображается, становиться менее зависим от своей страсти, тогда я чувствую радость и вновь и вновь убеждаюсь в том, что с Богом всё возможно!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Великое освящение воды

Священнику же важно после такого случая не зачерстветь, не разочароваться в людях. Всегда хорошо, когда рядом есть опытный духовный наставник, который вводит священника в приходскую жизнь постепенно. Я уже говорил, что по самой первой специальности, я был пилотом. Я вспоминаю многих инструкторов, которые учили нас в летном училище, но, попав на летные предприятия, мы столкнулись с тем, что в реальной летной жизни многие моменты пришлось делать по-другому. И когда второму пилоту не давали принимать решения, а нам этого очень хотелось, мы обижались, «дулись» на своих командиров. Мы же все умеем! Мы же летчики, а не кто-то там… Потом, уже спустя некоторое время, понимаешь, как важен опыт человека, который тебя учит, как важны строгость, послушание, смирение. В небе одно неверное движение грозит опасностью для жизни многих людей – так же и неверное поведение пастыря может привести к гибели многих человеческих душ.

С чашей
Праздник Троицы 2014 года. Престольный праздник прихода.

Поэтому пастырю нужно научиться понимать людей, правильно общаться с ними, адекватно применять к людям то, что ты изучал в учебных заведениях, на семинарских занятиях. Как в авиации есть книга написанная, как говорят, кровью — Наставление по производству полетов, так и в христианстве есть огромное количество духовных наставлений святых отцов. Это бесценное сокровище духовного опыта, помогающее в спасении души. И священнику нужно уметь им пользоваться в пастырской службе. Не останавливаться на достигнутом.
Да, с людьми бывает очень трудно. Поэтому, повторюсь, во всех ситуациях важно духовное руководство, опытный пастырь. За мудрое духовное наставничество я испытываю чувство глубокой благодарности к моему дяде протоиерею Георгию и к другим ростовским священникам. Позже неоценимую помощь в моем становлении как священника оказал владыка Иларион.

визит 3 мая 2014 года митрополита Илариона в Будапешт
визит 3 мая 2014 года митрополита Илариона в Будапешт

Сейчас своим духовником я считаю нашего правящего архиерея владыку Марка, который с мудростью и необыкновенным тактом помогал мне выходить из самых сложных и запутанных ситуаций в моей служебной практике. У него я учусь умению священника общаться с людьми, не возвышаясь над ними, а смиряясь, умению обрести подлинное смирение в любой ситуации.

С Архиепископом Марком — Рождественская служба по новому стилю в Успенском приходе

В пастырской практике самые сложные ситуации возникают тогда, когда тебя предают. Предательство причиняет неимоверную боль и разочарование.
Кажется, что ты помогаешь человеку в жизни, доверяешь ему, учишь его, а получаешь в итоге ощущение бессилия – его непросто перебороть. Но всему учишься, становишься мудрее…

— Поскольку у прихода нет своего помещения, храма, то Вы служите в Кафедральном Успенском соборе Будапешта, который является главным собором Венгерской Епархии Московского Патриархата. Как осуществляется богослужебная жизнь в соборе, как сосуществуют два прихода, венгерский и русский? Как складываются отношения между русскоязычными и венгерскими клириками?

На самом деле при глубоком рассмотрении все кажется даже гармоничным.

Крещение Господне - Приход во имя Святой Троицы
Крещение Господне 2015 — Приход во имя Святой Троицы

В Успенском соборе Московского Патриархата два прихода – Успенский венгерский приход и русский во имя Святой Троицы. Венгерский приход проводит богослужения на венгерском и греческом языке по новому стилю, отмечая, к примеру, Рождество Христово 25 декабря. Русский приход проводит богослужение на церковнославянском языке по старому стилю по русской богослужебной практике. Рождество наш приход отмечает 7 января. Таким образом, большинство праздников имеет временной интервал в две недели. Венгерский Успенский приход служит воскресную литургию в 10-00 часов, наш приход — каждое воскресенье в 7-45 утра. На венгерских службах поминаются по большей части греческие святые, поются этим святым кондаки и тропари. На наших службах поминаются, во-первых, чтимые святые в России, а также венгерские и греческие.
В Великий пост стили богослужений совпадают, но и здесь нам удается разумно делить время службы или служить вместе. Например, в последнюю неделю Великого поста нет возможности совершать некоторые службы дважды, к примеру, вынос Плащаницы и другие. Но разве не прекрасно совершать Пасхальную утреню совместно?! Мы же христиане, мы должны любить друг друга.

Пасхальная Заутреня
Пасхальная Заутреня

Сейчас по распоряжению нашего правящего архиерея Владыки Марка главная Пасхальная служба делиться пропорционально по песнопениям на венгерским, церковно-славянским и греческим, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным на этом празднике. Венгерские братья Пасхальную литургию служат утром, мы же — ночью, как это делается в большинстве русских храмов.
Отношения между русскоязычными и венгерскими клириками собора добрые. Нас не так много – 2 священника, 3 дьякона. Мы всегда помогаем друг другу и подменяем в случае необходимости. В настоящее время служащим священником венгерского прихода является протоиерей Стефан Мадьяр. Он опытный священник, уже более 25 лет служит в Успенском приходе. Ему помогает на службах дьякон Миклош Дадани. В нашем приходе, помимо меня, служат два дьякона. Дьякон Святослав Булах, являющийся также помощником – советником нашего правящего архиерея, и дьякон Иштван Вайна. Люди верующие, грамотные, достойно несущие свое послушание. Сейчас я не вижу среди клириков храма трений, недопонимания, которые, возможно, и были пару лет назад. Наш приход за последние годы укрепился и вырос, стал грамотнее. Совсем недавно три человека закончили духовную семинарию, двое из них прислуживают в алтаре. Как говорится — готовим кадры!

— По словам апостола Павла, «во Христе нет ни эллина ни иудея». Соблюдается ли этот основополагающий принцип христианской жизни между приходами, которые вынуждены делить пространство одного и того же храма, ходят ли верующие друг ко другу на службы, или языковой барьер держит всех на расстоянии?

В нашем приходе нет проблем с венгерскими верующими. Вы знаете, у меня в хоре поют венгры, люди из смешанных семей. Наш прекрасный регент Билку Марина — из смешанной семьи (папа — русский, мама — венгерка).

Марина с хором
Марина с хором

Она руководит архиерейским хором, нашим приходским хором, а также проводит часть богослужений в венгерском Успенском приходе. Это такой профессионал, который знает и русские песнопения, и венгерские, и греческие.

Отец Димитрий и регент хора Марина

Ее помощницы — две девушки Лена и Ева — тоже из смешанной семьи. В алтаре у меня служит дьякон Иштван, который полюбил русскую традицию богослужений за красоту и гармоничность. Пономарь Ласло и дети, которые помогают в алтаре во время службы, также из смешанных семей. Все они приходят на воскресные богослужения каждую неделю. На наших службах бывают венгры, украинцы, грузины, и их количество увеличивается. И разве можно сказать, что языковой барьер держит всех на расстоянии? Мы все одна семья! Создать эту семью было трудно, все выкладывалось по кирпичикам, и процесс был часто болезненным. Я помню, что было еще лет 7 назад, как мало людей приходило молиться на наши службы, в алтаре вообще никого…. Сейчас все изменилось!

Алтарник Ласло
Чтец Владимир
Чтец Владимир

Конечно, есть люди, которые поют и на венгерских богослужениях и посещают наши.
На воскресные Божественные литургии венгерского прихода к концу службы также приходят русские люди, чтобы причастить детей, которым трудно рано вставать. Также есть русские люди, поющие в венгерском хоре, живущие по новому стилю, которым близки венгерские песнопения.

— Тогда сразу возникает следующий вопрос: можно спросить Вас об ассимиляции русских людей, насколько этот процесс необходим за границей?

Ассимиляция, если мы переведем это слово, значит потеря обществом своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части общества.
Вы этого хотите? Но я могу говорить только о своих наблюдениях. Если Ваш вопрос состоит в том, хорошо это или плохо, то все здесь неоднозначно. Скажу Вам так: по ходу деятельности мне приходиться общаться с разными семьями и людьми. Встречаются люди, которые, переехав за границу и выучив хорошо, как они считают, венгерский язык, стараются забыть русскую культуру, традиции. В смешанных семьях со своими детьми они практикуют общение только на венгерском языке, говоря и доказывая другим, что «нам же здесь жить». Потеря своей самобытности, корней очень плохо влияет на детей. Непонятно, как можно лишать ребенка русской культуры и русской религиозной традиции, которой уже более 1000 лет.
Более оптимальным вариантом является то, когда в смешанной семье (к примеру, отец — венгр, мать – русская) ребенок с каждым из родителей разговаривает на родном им языке. Такому ребенку позже легче выучить 3-4 языка и он, как правило, не задает себе вопрос, кто он есть, какой национальности? Общаясь с такими детьми замечаешь, что психологически они более устойчивы в обществе, коммуникабельнее, грамотнее. Поверьте, таких примеров очень много.

Анита, жена отца Димитрия, с детьми у памятника советским солдатам в Будапеште
Анита, жена отца Димитрия, с детьми у памятника советским солдатам в Будапеште

Почему, я могу об этом говорить? У меня также семья смешанная (прим. — супруга отца Димитрия Анита – венгерка).

В моей семье с нашими детьми мы разговариваем каждый на своем родном языке. Дети прекрасно нас понимают. Сейчас начали изучать английский язык, уже даже пытаются говорить на нем с мамой. Когда я перехожу на венгерский язык, то они дружно кричат: «папа, не говори по-венгерски, говори только по-русски. Ты ведь русский!».

На службе с сыном Петром
На службе с сыном Петром

С женой мы говорим по русски, и дети это слышат, что немаловажно в венгерской среде, когда бабушки и дедушки венгры, а в садике и на улице говорят по-венгерски. Дочь Анна учится в русской школе при посольстве РФ, сын Петр пойдет туда же в следующем году. Вопрос об обучении в американских, английских, немецких школах для детей русского священника даже не рассматривался.

Сын и Дочь
Сын и Дочь

Обратных примеров, когда с ребенком в семьях говорят только по венгерски, даже родная русская мама, очень много. Ребенок в большинстве случаев теряет русскую культуру, религиозность. Но упаси меня Бог навязывать свое мнение! Везде есть исключения, но ассимиляция губительна для русских людей, это потеря наших корней, допускать ее нельзя. Кстати, по моим наблюдениям, венгры уважительно относятся к людям, которые, безусловно зная их язык, остаются людьми своей национальности и не пытаются превратиться в «новых венгров». Есть и такие. Вспоминаются слова из песни Бориса Гребенщикова, спетой еще в 1982 году:

Но чем дальше, тем будет быстрей;
Все помнят отцов, но зовут матерей;
И они говорят, что у них веселей —
В доме, в котором не гасят огней…
Но, чтобы стоять, я должен держаться корней.

Вот так и для нас: чтобы стоять, нам нужно держаться корней!

— Приход составляет какое-нибудь определённое число прихожан или он пополняется? Кто в основном приходит в церковь, выходцы из стран русской культуры или местные жители тоже воцерковляются в православной традиции?

Есть определенный «костяк прихода», в него входит активная часть прихожан. Эти верующие посещают практически все богослужения. Есть также верующие, которые приходят молиться на наши службы, но не постоянно. Приход, безусловно, пополняется. Важно то, что те, кто приходят в наш приход, за редким исключением, остаются в нем. Люди находят у нас тепло, доброту, помощь в различных вопросах.
В основном наш приход составляют выходцы из России, Украины, Белоруссии, Грузии, Венгрии. Много верующих из «смешанных браков», то есть выходцы из стран, где знакомы с русской культурой. Местные жители, те кто говорят только на венгерском языке, воцерковляются, но по большей части посещают все же Успенский приход.

Алтарники

— Проходит ли какая-нибудь миссионерская работа среди молодёжи и среди взрослых людей?

В Бари — паломническая поездка к Святителю Николаю

Да, конечно. Вот смотрите. В Венгрии наш приход самый многочисленный и молодой. Еще лет пять назад в приходе было много пожилых людей, но сейчас все иначе. Была создана при Свято-Троицком приходе церковно-приходская школа. Впервые для русских и русскоязычных детей! Уже идет седьмой год, как проводятся занятия для детей от 4 до 19 лет. Причем не просто, как часто бывает – начали преподавать, и …. бросили. Нет! По субботам, каждую субботу. Вначале была одна группа, человек 6-10. Сейчас, по благословению архиепископа Марка, нашего правящего архиерея были организованы 2 группы.

Алтарник Александр
Алтарник Александр

Первая группа занимается в субботу с 15 до 16.45. В нее входят дети от 4 до 9-10 лет. Следом за ней занимается другая, старшая. В нее входят ребята от 10 до 19 лет. По окончании занятий старшие занимаются еще в спортивном кружке под руководством опытного тренера. Дети очень довольны! Это общение, совместные занятия очень важны за границей. Занятия с детьми проводит Екатерина Варади, которая имеет уже такой громадный опыт преподавания, что может написать книгу.

Дети ее называют тетя Катя и всегда ждут субботу с нетерпением, им в церковной школе интересно. Занятия проводятся бесплатно, все материальные затраты берет на себя наш приход. А они есть, и не малые. Но главное, что дети и их родители — будущие наши прихожане. Только детей на сегодняшний день больше 70 человек! Трапезная, где проводятся занятия, иногда едва вмещает всех желающих.

Екатерина Варади, Отец Димитрий, дьякон Святослав Булах

И, конечно важно, что есть люди, которые хотят и любят этим заниматься. Я помню, что очень хотел, чтобы у нас был детский хор. Обратившись как-то к одному человеку с этим вопросом, я получил ответ: я могу создать хор, даже всем голоса поставить, если вы платить мне будете! Так вы сначала сделайте что-то, а потом Господь, видя ваши труды, не оставит вас никогда! Этого потребительского подхода в нашем приходе сейчас нет и, надеюсь, не будет. У нас все делается во Славу Божию с молитвой, добросовестно.
Слава Богу, что при нашем соборе есть трапезная, где проводятся беседы, занятия с молодежью. Вы знаете, что в России у каждого русского храма есть место, где верующие собираются для общения, где проводятся занятия для детей, различные кружки. За границей это еще более необходимо, иначе без общения приходская жизнь «чахнет», приход стареет. Новых верующих без внимания и бесед не будет, не все священники это понимают.
Уже год наш приход проводит занятия по предмету «Основы православной культуры» в русской школе при посольстве Российской Федерации в г. Будапеште. Во многом благодаря нашему владыке Марку, архиепископу Егорьевскому и, конечно, доброму отношению администрации школы, ее директора Горбачевой Татьяне Васильевне удалось провести в жизнь это доброе начинание.

В Бари - Литургия на мощах Святителя Николая
Божественная литургия на мощах святителя Николая чудотворца в г. Бари.

Совершаются паломнические поездки для взрослых и детей. Совсем недавно мы были в г. Бари у мощей святителя Николая Чудотворца. Одна треть прихода смогла поехать в Бари, а это 40 человек! Больше половины из этого числа — дети. Верующие смогли помолиться у мощей святого. С Божией помощью на русском подворье в Бари удалось провести Божественную литургию, причаститься. Мы чувствовали себя одной семьей, а это важно. Были поездки в Почаевскую лавру, в Киево-Печерскую лавру, в Вену, в Венецию. Будут и еще. Также для верующих в нашем приходе издается «Вестник». В нем можно прочитать о последних приходских событиях, различные интервью. Все номера «Вестника» вы можете просмотреть на нашем приходском сайте  www.troiza.org.

— Существуют ли какие-нибудь церковные проекты по популяризации православия среди молодёжи и ещё невоцерковленных людей? Про «Вестник» Вы уже сказали. Нет ли идей развивать это начинание, например, создание видео — проектов о церковной жизни и т. п.?

Проекты по популяризации православия среди невоцерковленных людей….
Немного по-другому подойду к ответу на этот вопрос. Совсем скоро, 11 января 2015 года, в Успенском соборе на пл. Петефи по благословению архиепископа Марка уже в пятый раз будет организована Рождественская Елка для русских детей и их родителей. Это настоящий семейный, очень добрый и очень теплый праздник. Каждый год мы наблюдаем то, что все больше и больше детей самого разного возраста и их родителей посещает нашу Елку. В такое беспокойное время, когда в непосредственной близости от нас идет настоящая война, укрепление семейных уз, дружбы между людьми разных национальностей становится особенно важно, а ведь на нашу елку приходят семьи из России, Белоруссии, Украины.
Мы приглашаем заслуженных и народных артистов из драматического театра г. Мукачево. Сценарии для актеров пишем каждый год также мы сами, и каждый год они новые. Представляете какой это труд! Это благотворительное мероприятие, вся организация и материальные затраты ложатся только на наш приход, благотворителей. Поверьте, это довольно серьезные деньги. Но как приятно видеть радость на лицах детей, многие дети потом приходят в нашу приходскую школу, родители — в церковь.

С диаконом Стефаном Вайной
С диаконом Стефаном Вайна-Элиаш

Мы также вместе с детьми из старшей группы церковной школы проводим Божественную литургию с пояснениями. Отличие от таких литургий, которые проводятся также и в России, то, что дети сами поясняют различные части литургии. Выходят к микрофону и перед каждой частью говорят то, что будет делать священник или петь хор. Дети все запоминают. Серьезно готовятся. Расстраиваются, если не все получается или мало достается сказать. Разве это плохо? Мы стареем, а это, повторюсь,подрастают новые прихожане нашего прекрасного собора. За зданием храма для наших детей совсем недавно была сделана детская площадка. Все эти мероприятия, проекты были согласованы с нашим правящим архиереем, владыкой Марком. Без него, без его благословения и молитв многого было бы не сделать…
Про наш «Вестник» я уже говорил, но нужно дополнить, что он распространяется по разным местам г. Будапешта вместе с расписанием наших служб. Таким образом люди могут получить информацию о приходе, при желании прийти на службу, поговорить со священником. О создании видеопроектов о церковной жизни будем думать, идея неплохая.

Архиепископ Марк

— Как известно, правящий архиерей Венгерской и Венско-Австрийской Епархиями архиепископ Марк также является председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, а также он назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При такой его занятости, вероятно, Вам и всему причту Венгерской епархии сложно приходится в служении, так как не всегда имеется доступ к Владыке, не всегда можно во-время получить его совет или благословение?
Вы ошибаетесь! Несмотря на свою глубочайшую загруженность, наш владыка Марк всегда находит время на общение со священниками, пусть даже через средства электронной связи. Всегда можно получить от Владыки совет и благословение и по телефону. Владыка всегда в курсе любых епархиальных событий, а как может быть иначе? Он правящий архиерей епархии и настоятель Успенского собора.
Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы Владыка почаще бывал у нас, но мы понимаем, какое послушание несет Владыка, и с нашей стороны стараемся помогать ему во всем. Мы очень любим и уважаем нашего Владыку за его мудрость, внимание, терпение к нашим нуждам, а также за удивительную возможность перенять духовный опыт и поучиться его мудрости в принятии решений, общении с людьми.

— Существуют ли планы развития Епархии, например, постройки храма для Вашего прихода? Насколько это осуществимо и нужно для сегодняшней церковной жизни?

Русский храм в г. Будапеште нужен. И когда-нибудь он будет построен. Вообще, чем больше храмов строится, тем более за границей, тем лучше. Храм — мы говорим о русском храме, с русскими иконами, с куполами — это частица нашей души, жертва Богу. Это торжество православия, дом для каждого верующего. Но для строительства храма нужна консолидация всех сил в Будапеште, у каждого должен быть свой «сектор», свой вклад.

Успенский Собор в Будапеште

В данный момент церковная жизнь нашего прихода протекает в Успенском соборе вместе с венгерским приходом. И уже 12 лет мы живем и развиваемся вместе. На данный момент, благодаря Владыке Марку, в соборе созданы все условия для проведения служб и различных церковных мероприятий. Говоря о строительстве храма, а вопрос об этом поднимается всегда, когда возникают различные недопонимания между приходами, нужно понимать, что возникнет масса практических вопросов: это содержание храма, налоги и многое, многое другое. Может быть это и неприятно кому-то слышать, но такого не бывает: «Вы постройте отец Димитрий, а мы перейдем туда». Нужны большие вложения средств и, главное, люди, которые будут воплощать идею в развитие. Разве это не так? Говорят, не каждому человеку дано построить храм. Я вижу, как появляются люди, которым небезразлично положение Русской Православной Церкви в Венгрии, на которых можно положиться. Приход растет, но, чтобы заполнить собор верующими, нужно еще много трудиться. Но, повторюсь, надежда и некоторые подвижки в вопросе строительства есть.

— Все знают, что в церковной жизни всё строится, украшается, при том, что в бытовом смысле приход живёт на пожертвования. Поскольку в Венгрии православных людей насчитывается не очень много, как вы справляетесь с материальными проблемами? Приходится очень тяжело? И какие надежды вы возлагаете на будущее?

Наш приход находится на самоокупаемости. Мы ни у кого не просим деньги на содержание, но в последнее время становится труднее. На это есть много причин. Люди не богатеют в наше время, у них много финансовых проблем. Но Бог не оставит, не позабудет.

— Ещё один вопрос. События на Украине сегодня разделяют общество как в России, так и в мире в целом. Как отражается этот конфликт на вашем приходе и в епархии? Не приводит ли эта ситуация к трениям, к спорам среди православных Венгрии?

20150118_072927Я знаю, что в некоторых приходах, в некоторых странах конфликт отражается на верующих людях. Верующие из числа украинцев даже покидают лоно Церкви Московского патриархата. Слышал, что раздаются голоса о том, почему мы поминаем Патриарха Кирилла на службах, и это несмотря на то, что Русская Православная Церковь последовательно занимает миротворческую позицию, призывает обе стороны к миру и диалогу. Вы это и сами знаете. Это очень горько, ведь украинцы наши братья, а политические распри приводят к конфронтации и разделениям среди людей, связанных одной верой. Многое в приходе зависит от священника, от того, как он может сохранть паству и мир в приходе. Конечно, нужно не разжигать страсти, церковь не для этого существует. Мы молимся Господу Богу о мире, об искоренении ненависти среди людей. Священник не должен участвовать в обсуждении политических вопросов или даже косвенно подталкивать человека к постоянному «пережевыванию» их. В нашем приходе, Слава Богу, все мирно. Если есть трения и споры, то вне Церкви, в приходе я их не замечал. Каждый наш верующий с болью воспринимает эти события и молится за прекращение братоубийственной войны на Украине.

— Совсем скоро наступят большие праздники – Рождественские, новогодние. Что бы Вы пожелали своей пастве?

Мир Божий да преисполнит наши сердца, я желаю всем радости в Господе! Пусть новый год принесет нам счастье и спокойствие, а семьям самого лучшего, светлого, доброго!
В заключение также хочу сказать, что благодарен Богу за то, что служу в Венгрии, в таком непростом и интересном приходе, благодарен тем клирикам Успенского кафедрального собора, кто помогал и поддерживал меня все годы и помогает сейчас, а также тем прихожанам, которые составляют основу нашего Свято-Троицкого прихода и на которых я могу всегда опереться. Храни вас всех Господь!

Рождественская служба
Рождественская служба

Похожие записи