Видео Новости 

Первая Пассия прошла в Свято-Троицком приходе Успенского собора г. Будапешта

6 марта 2023 года в Свято-Троицком приходе Успенского собора г. Будапешта была отслужена первая Пассия с акафистом Страстям Христовым. Пассия (от лат. «passio» — «страдание», по-слав. — «страсть») — это вид богослужения, относящийся к позднему периоду истории Церкви, а именно к XVII в., поэтому в Уставе о нем не упоминается; совершается во время Великого поста.

В центре внимания Пассии выступает душа человека либо уподобляющаяся Христу, либо отвергающая Его. Через это верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и ко внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом. Богослужение совершил настоятель Свято-Троицкого прихода иерей Димитрий Корнилов. По окончании Пассии отец Димитрий обратился к многочисленным верующим с пасторским словом.

«Пассия: история ее возникновения» С приходом Великого Поста богослужебный Устав предлагает верующим людям большое разнообразие особенных молитв и чинопоследований, помогающих настроиться на покаянный лад и достойно пройти постное поприще. Все эти произведения церковного гимнотворчества, молитвословия и особые богослужебные последования в основном древнего происхождения и с давних пор укоренены в богослужебной практике.

Однако есть среди них богослужение, которое является довольно поздним по происхождению и не находит отражения в Уставе. Это богослужение называется Пассией — от латинского слова passio, что в переводе на русский язык означает «страдание», а на славянский язык переводится как «страсть». Появление этого чина связывают с католическим влиянием на православное богослужение.

Именно на Западе в XVI-XVII вв. впервые появляются чинопоследования с подобным названием. Позднее это нововведение подхватили протестанты. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти. Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Некоторые западные композиторы, например, И.С. Бах, сочиняли музыку для Пассий («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).

В Русской Церкви это богослужение начинает распространяться от юго-западных рубежей Малороссии. Составителем чина стал митрополит Киевский Петр (Могила) (1596 – 1647 гг.). В православном варианте Пассия также представляла собой последовательное чтение евангельских отрывков, повествующих о последних днях и часах земной жизни Спасителя. Кроме того, исполнялись песнопения, взятые из богослужения Страстной Пятницы. Заканчивалась Пассия, как правило, проповедью. Позже в чинопоследование был включен акафист Страстям Господним.

Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно. Чинопоследование Пассии За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов.

Эта служба соединяется с великой вечерней. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста, посвященной святителю Григорию Паламе. Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. На стиховне последняя стихира на «И ныне» заменяется на стихиру Великой Пятницы: «Тебе одеющегося светом…» Духовенство выходит из алтаря в центр храма, там же на аналое полагается Евангелие. После каждения всего храма начинается чтение акафиста Страстям Господним. По окончании его диакон возглашает прокимен «Разделиша ризы моя себе…», также взятый из богослужения Страстной Пятницы.

После этого священник читает Евангелие. По прочтении Евангелия поется 15 антифон службы Великого Пятка – «Днесь висит на древе…», в конце которого совершается поклонение Кресту и следует обычное окончание вечерни. В качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение.

Похожие записи